СОНЕТЫ, КАНЦОНЫ, РОНДО




Наказ старого мотылька (терцины)

«Не угодить бы в клювик птахи», –
Так думал старый мотылёк,
И пребывал он в вечном страхе.

Да, цвет у крылышек поблёк,
Клонилось солнышко к закату,
Увял последний василёк.

Мотыль-бобыль промолвил брату:
«До ночи дотяну, а там…
Переживи, юнец, утрату.

Копил добро, а вышло – хлам,
Не видел свет из-за боязни,
Сберёгся с горем пополам.

Без риска жизнь полна? – Всё сказни!
Пусть час – да твой! Вкушай нектар,
Но в пресыщеньях не увязни.

А, если выпадет удар,
Подкосит смерть тебя мгновенно –
Ну что ж! Зато не будешь стар.

Чем гнить в обыденности бренной...
Гони покорность и тоску!
Познаешь счастье непременно, –

Не бойся жить, во всём рискуй…»

                                                        01.11.2011

Я трёх коней тебе пришлю... (терцины)

                                                                                                     Т. Неге
Я трёх коней тебе пришлю,
Лишь стихнет праздника пальба:
Конь-солнце с именем «Люблю»,

Второй, лазоревый, – «Судьба»,
И третий, пламенный, – «Огонь».
Звучи, рассветная труба!

Положишь сахар на ладонь.
Все трое выстроятся в ряд.
Оценит ярко-рыжий конь

Твой алый шёлковый наряд…
Судьбинный – тихо подойдёт
В тот час, когда огни горят,

С ладони сахар заберёт.
И ты поймёшь: благоволит
К тебе Судьба, она ведёт

К истоку ангельских молитв
И к чистоте звучащих рек.
Пускай же сердце не болит.

Будь светом неба полон век!
Что ж конь по-имени «Люблю»?..
Веди сюда его, абрек.

Не расставайся с ним! Молю.

                                                        27.11.2011

Сонет

Вновь тень твоя покажется в ночи –
Быть может, это след воображенья;
Как будто в мыслях звякают ключи
От страсти, от надежд, от униженья…

Волненье рук, движенье губ и глаз,
Рисую на стене и на гардине, –
Не вдруг настанет срок в последний раз
Явиться узнаваемой картине.

Возможно, ты мечтаешь о другой,
Возможно, предпочёл мечте покой,
Иль ищешь на чужбине славы зыбкой.

Мне ж – участь помнить долго о былом,
Где счастье перемешано со злом,
Где прячется гримаса за улыбкой.

Тревожные думы в ночи... (вилланелла*)

В ночных часах колдует дума –
Веду беседу с тишиной.
Ещё не скоро в царство шума.
Моя бессонница угрюма,
Не церемонится со мной.
В ночных часах колдует дума,
Она – недремлющая пума…
Долдонит дождик за стеной.
Ещё не скоро в царство шума.
Всплывает голос Имы Сумак
И сто тревог тому виной.
В ночных часах колдует дума.
Моих тревог большая сумма, –
Наутро сделаюсь больной.
Ещё не скоро в царство шума.
Пожалуй, вылезу из чума
Горячей простыни льняной.
В ночных часах колдует дума.
Ещё не скоро в царство шума.

* В поэзии, вилланелла (чаще на французский манер — «вилланель») - жёсткая поэтическая форма с повторяющимися строфами. Классическая вилланель - стихотворение, состоящее из 19 строк: пяти трёхстиший и одного завершающего четверостишия. Средние строки всех трёхстиший рифмуются между собой. Первая и третья строки первого трёхстишия по очереди повторяются в последних строках последующих трёхстиший (рефрен), а также в третьей и четвёртой строках завершающего четверостишия.

                                                        30.03.2016

Возрождённый амур... (сонет)

Прищурил глазки мальчик дивный,
Сомкнул у грудки локотки.
Он хрупок, крылышки легки,
Лик безмятежный и наивный…

В тот час его лепила мать,
Вдыхая в детский облик негу.
Гипс застывал, подобно снегу,
Младенец начал оживать.

Руками скульптора не кровью
Амур наполнен, а любовью!
В Янтарный храм под потолок

Взлетел да там и поселился, –
То созерцал, то веселился
Прекрасной Швецкой* ангелок.

* Швецкая Лилия Михайловна – скульптор-реставратор (1929-2012), помимо работ в Большом зале Екатерининского дворца в Царском Селе, мастер посвятила около двадцати лет жизни воссозданию композиций Янтарной комнаты, которую, наряду с амурами, украшают 24 барочные женские головки, венчающие зеркальные пилястры. Полугодовалому сыну Лилии Михайловны выпала честь послужить моделью для многочисленных амурчиков. Швецкая в коляске привозила его в мастерскую, развернув пелёнки, укладывала на стол, и, вручив в качестве утешения погремушку, творила чудо, возвращая к жизни произведения гениальных мастеров середины XVIII в.Скульптор знала всех сохранившихся амурчиков «в лицо» и чувствовала, что резчики XVIII в. наделяли персонажей чертами, характерными для их собственных детей.

                                                        05.04.2016