Рассказы
Опять пятёрка! Или курсовая по географии...
(Из цикла "Рассказы о маме")
Училась Галочка всегда легко и охотно. А домашние задания и вовсе выполняла только письменные, штудировать учебники не было необходимости. Обладая острым умом и феноменальной памятью, девочка буквально всё схватывала на лету, достаточно было просто внимательно послушать учителя.
Все мы с детства помним знаменитую картину Решетникова «Опять двойка». Так вот, у Галочки всё происходило с точностью до наоборот. «Опять пятёрка!» И если в школе она воспринимала эти пятёрки весьма адекватно, то в институте они её начали уже раздражать, а иногда и просто злить.
– Как мне хотелось получить четвёрку! – вспоминала она многие годы спустя.
– Так в чём же дело? – удивлялась я. – И отвечала бы на четвёрку. Неужели это так трудно?
– Трудно, – с улыбкой отвечала мама-Галочка. – Как угадать грань между оценками?
– В конце концов ты могла просто молчать! – не унималась я.
– Молчать? Молчать – это уже двойка. А двойки в мои планы никак не входили.
Хотя один раз она всё-таки чуть было не получила «двойку». Темой для курсовой работы по географии стала «Индонезия». Галочка, обожавшая всё экзотическое и неизведанное, с удовольствием взялась за написание и одна из первых передала своё творение на суд строгого преподавателя.
Однако профессор остался почему-то не очень доволен.
– Нет-нет. Придётся ещё поработать. – сказал он, возвращая курсовик немного расстроенной студентке.
«Неужели двойка?» – думала Галочка по дороге домой. «Неужели доигралась?»
В тот же вечер она взялась за «переработку». Записалась в Ленинский зал Государственной Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. В те годы не было интернета, и информацию приходилось добывать только из книг. Конспектирование в этом зале было строго запрещено, разрешалось только чтение, а сам читатель на место чтения сопровождался милиционером.
Впрочем, с галочкиной феноменальной памятью необходимости в конспектировании и не было. Быстро закончив работу, она вновь предстала перед профессором.
– Ну вот, это совсем другое дело, – сказал он, прочитав новый вариант. – Давайте зачётку.
И тут удивленная Галочка увидела, как его рука выводит слово «отлично».
– Пять?... – спросила она растерянно.
– Да. – не менее растерянно улыбнулся профессор.
– Но... но неужели тогда, в первый раз, нельзя было поставить даже тройку? – пролепетала ошарашенная студентка.
Профессор искренне рассмеялся:
– Тройку? О какой тройке идёт речь? За тот вариант можно было поставить твёрдую четвёрку. Но я знал, что Вы способны на большее. Идите. И удачи Вам.
Так Галочка в очередной раз не получила долгожданную четвёрку. Стало быть «Опять пятёрка!»...
Прошли годы. Я, конечно, не стала таким вундеркиндом, как мама, но училась очень хорошо, получив от неё в наследство феноменальную память. Несколько лет назад, когда интернет ещё не вошёл в каждый дом, ко мне обратилась с необычной просьбой коллега по работе:
– Слушай, ты ведь близка к поэзии. Напиши, пожалуйста, небольшой реферат о каком-нибудь поэте для моего сына-девятиклассника. Только пиши «языком троечника», он у меня звёзд с неба не хватает.
– Нет проблем! – согласилась я. И уже через час реферат о моём любимом Есенине лежал на столе коллеги.
– Ты что, с ума сошла? – возмутилась она, прочитав. – Это же докторская диссертация! Я просила «языком троечника». Переделывай давай.
Весь следующий день я мучилась над «переделкой». Мой новый вариант (да простит меня Сергей Александрович Есенин) скорее напоминал «записки сумасшедшего». Коллега приняла его, правда, без особого восторга.
Примерно через неделю я всё же робко поинтересовалась:
– Ну как реферат? Удалось получить тройку?
– И она ещё издевается! – в сердцах воскликнула возмущенная женщина. – Тройку?! Нас на районную олимпиаду по литературе послали с этим рефератом. И всё из-за тебя!
– Бред какой-то... – недоумевала я.
– Это ты считаешь, что бред, – уже гораздо спокойнее сказала коллега. – А преподаватели другого мнения.
«Теперь ты понимаешь, как трудно понять грань между оценками?» – спросила мама, выслушав эту историю.
Я молча подняла вверх согнутые в локтях руки, что означало «Сдаюсь…».